«Арена-Э», завершая испытания


В феврале 2021 года на международной оружейной выставке в Абу-Деби «IDEX 2021» российской стороной был представлен Т-72 с установленной на нем экспортной версией комплекса активной защиты «Арена-Э». По заявлению главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Андрея Терликова испытания новой версии данной КАЗ должны завершиться в ближайшее время. Что представляет из себя КАЗ «Арена»? Что продемонстрировали последние испытания комплекса? И какой у него потенциал? Читайте в нашем материале.
В 80-х годах 20 века в СССР был создан первый комплекс активной защиты (КАЗ) «Арена» коломенским Конструкторским бюро машиностроения. Предполагалось оснастить данными КАЗ танки Т-80, которые по советской доктрине должны были стать основным ударным кулаком, который сможет пройти всю Европу. Однако развал СССР и последовавший за ним кризис приостановил работы над «Ареной».

Вернулись к идее установки КАЗ на отечественную технику после Первой Чеченской войны. Штурм Грозного, при котором было уничтожено большое количество бронетехники федеральных войск подчеркнул необходимость в усилении защиты боевых машин.


Первый публичный показ комплекса активной защиты состоялся в 1997 году. «Арена» состояла из нескольких систем таких как аппаратура обнаружения и управления, средства поражения и контрольно-проверочной аппаратуры. На башне бронетехники располагался набор пусковых устройств с боеприпасами для поражения вражеских ракет который мог состоять из 22 снарядов. Контейнеры пусковых устройств располагались таким образом чтобы они могли отражать сразу несколько атак с одной стороны. Одним из преимуществ КАЗ было в том, что он не был слишком требователен к боевым машинам и мог быть установлен на уже созданную бронетехнику. Помимо этого, «Арена» оказалась довольно компактной и не занимала много места внутри боевой машины, а ее вес варьировался от 1 до 1,3 тонн. Тем самым комплекс активной защиты не сильно влиял на весовые показатели боевой машины.

Боевая работа КАЗ велась автоматически. После включения комплекса активной защиты экипажем радиолокационная станция начинала наблюдение в секторе шириной 220-270 градусов и радиусе 50 метров от машины в поисках потенциальной угрозы в виде объектов определенных размеров и скорости от 70 до 700 м/с, подлетающих к боевой машине. В случае обнаружения объекта схожего по данным характеристикам с противотанковой ракетой в его сторону «Арена» выстреливала осколочный боеприпас, который должен был уничтожить угрозу для техники. Время реакции системы составляло всего 0,07 секунд. Стоит отметить, что КАЗ не реагировал на подлет пуль и снарядов из легких орудий не способных причинить серьезного вреда защищаемой машине. Не реагировала «Арена» и на вражескую ракету, летящую заведомо мимо боевой машины.


Однако нашлись и минусы. Так РЛС «Арены» располагалась на крыше башни боевой машины в многоугольном кожухе, это заметно увеличивало верхние габариты машины и ухудшало маскировку. При этом РЛС могла быть быстро выведена из строя при обстреле из стрелкового оружия или легких пушек. После этого КАЗ становился бесполезен. Еще одним минусом стала боязнь гибели сопровождающей боевой машины пехоты из-за действия защитных боеприпасов «Арены», которые могли причинить серьезные осколочные ранения находящемуся рядом с техникой личному составу. Стоит отметить, что разработчики постарались компенсировать этот факт так опасная зона комплекса для пехоты, состояла 20-30 м и была относительно мала, при срабатывании защитных снарядов не образовывались побочные убойные осколки. Помимо этого, КАЗ предусматривал внешнюю световую сигнализацию, предупреждающую пехотинцев, находящихся позади боевой машины, о включении комплекса.

На протяжении долгого времени отечественный КАЗ демонстрировался на различных выставках, на разной бронетехнике такой как Т-90, Т-80, Т-72 и БМП-3. Сообщалось что стоимость КАЗ на 2006 год составляет 300 000 долларов. Однако ни отечественная армия, ни зарубежные страны не проявили к комплексу активной защиты особого интереса. Стало понятно, что в том виде в каком «Арена» существует она никому не нужна. Необходимо было либо хоронить проект, либо пытаться его улучшить. Разработчиками был выбран второй вариант.

В 2012 году на выставке «Технологии в машиностроении» был показан макет танка Т-90С с установленным обновлённым КАЗ «Арена-Э». Где буква «Э» обозначала экспортный вариант системы. Так в новой версии КАЗ была переделана РЛС, которая теперь не торчала над боевой машиной, а была разделена на несколько блоков вмонтированных по периметру башни и отвечающих за определённые сектора возможного обстрела танка. Данное решение приводило к более практичной компоновке КАЗ и более сложной возможности полного уничтожения РЛС. Претерпели изменения и блоки с защитными боеприпасами. Теперь они так же были установлены в определенные участки башни и отвечали за несколько секторов возможного обстрела.


Однако даже в новом виде «Арена-Э» не смогла заинтересовать зарубежных заказчиков. Но кое-какие подвижки произошли в деле оснащения КАЗ отечественной армии. Так министерство обороны России начало проявлять интерес к комплексам активной защиты, рассматривая варианты закупки подобных систем и для нужд российской бронетехники. Так в 2017 году было опубликовано сообщения Валерия Кашина генерального конструктора АО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения», о том, что новый комплекс активной защиты «Арена-М» будет устанавливаться на танки Т-72 и Т-90.


«В настоящее время комплекс активной защиты проходит испытания, за которыми следит главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков» — уточнил Кашин.

В 2019 году появилось фото испытаний КАЗ «Арена-М» на танке Т-72Б3. Помимо этого пошла информация о том что отечественный КАЗ сможет выступить надежным защитником от американских ПТУР «TOW».


В феврале 2021 года на международной оружейной выставке в Абу-Деби «IDEX 2021» российской стороной был представлен Т-72 с установленным на нем экспортной версией комплекса активной защиты «Арена-Э». По заявлению главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Андрея Терликова испытания новой версии данной КАЗ должны завершиться в ближайшее время.


«Сегодня мы показываем Т-72 с КАЗ «Арена-Э» – это, экспортный вариант комплекса, сделанного в интересах Минобороны России. Машины, оснащенные КАЗ, уже созданы. Т-72 с «Арена-Э» проходит испытания, они близятся к концу» — указал Терликов.


Так же по словам Терликова новая версия «Арены» разрабатывается совместно с Коломенским бюро машиностроения и сможет обеспечить боевым машинам всеракурсную защиту от всего перечня ПТУР включая американский «Javelin».

На сегодняшний день наиболее современным КАЗ разработанным для нужд российской армии является «Афганит», однако данный комплекс активной защиты предназначен для установки на перспективные боевые машины такие как Т-14 «Армата», «Курганец-25», БТР «Бумеранг» и тяжелую БМП Т-15. В то же время в российской армии остается подавляющее большинство бронетехники старого типа, которая так же нуждается в повышении защиты. Конфликты, прошедшие в последнее время на территории Ближнего Востока, Карабаха, и Украины продемонстрировали что бронетехника, даже оснащенная современной динамической защитой не всегда способна, справится с современными ПТУР. В итоге боевые машины несут довольно серьезные потери именно от огня противотанковых ракет. Это привело к тому, что те же танки используются зачастую лишь в качестве средства поддержки пехоты, а не ударного кулака для прорыва вражеской обороны. Установка на бронетехнику КАЗ сможет отчасти нивелировать угрозу, исходящую от ПТУР и повысить живучесть и боевые возможности боевых машин на поле боя.

В случае подтверждения «Ареной» заявленных характеристик, в том числе способности отражения угроз даже от ПТУР «Javelin», который является в настоящий момент одним из самых смертоносных противотанковых средств в мире, у отечественной КАЗ появляются неплохие перспективы наконец получить заказчиков в виде отечественного министерства обороны так и зарубежных стран. Стоит отметить, что российская армия сильно нуждается в подобных системах так как основу ее наземной боевой техники являются машины прошлых поколений.

КАЗ «Арена-М» может быть установлена как на прошедшие модернизацию танки Т-72Б3, Т-80БВМ и Т-90 «Прорыв», так и новые образцы вооружения таких как БМПТ. Так же данными системами можно будет усилить и живучесть боевых машин пехоты БМП-3 и десанта БМД-4.

Стоит отметить что армия США активно ведет работы по установке КАЗ на БТР «Страйкер» , БМП «Брэдли» и танки «Абрамс» .

Установка «Арены-М» на отечественную бронетехнику возможно будет играть и ключевую роль в проявлении интереса у зарубежных заказчиков данной КАЗ, так как в мировой торговле оружием существует практика закупки того вооружения, которое уже стоит на вооружении у страны изготовителя.

История КАЗ «Арена» началась еще в СССР и хотелось бы чтобы за столько лет своей разработки старания разработчиков наконец смогли окупиться.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Т-90М "Прорыв" : еще минус один танк (фото, видео)

Российский БМО-Т сгоревший в Украине (интересные фото)

СПК-12Г в 1/72 - кран на танковых гусеницах от Snake Model